Российской соли предсказали подорожание на четверть
Почему цены на стратегический продукт пошли на взлет
Не успели власти впихнуть во вменяемые ценовые рамки сахар, как на повестку дня встала соль. Производители горького, но стратегического продукта заявили о возможном его подорожании. Во всем виновата логистика: резкий рост спроса на полувагоны вызвал дефицит мощностей для производителей и поставщиков тех, кто торгует солью. В Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» подчеркнули, что логистические трудности могут привести к срыву поставок, что неминуемо скажется на стоимости соли. Эксперты «МК» убеждены, что удорожание перевозок спровоцирует подорожание в рознице: плюс 20–25% уже в ближайшее время.
На пути «отечественного производителя» и импортозамещения встало неожиданное препятствие. Нет дефицита соли — будет дефицит полувагонов для ее доставки. Особенность рынка этого продукта в том, что основные площадки производства находятся на удаленных от потребителей территориях. Поэтому особое значение имеет транспортный фактор, на который приходится и существенная часть себестоимости.
Сейчас резко уменьшилось предложение полувагонов для транспортировки соли: почти в два раза меньше необходимого. Нехватка же полувагонов объясняется транспортниками резко выросшей потребностью в них для погрузки других товаров — угля, щебня, стройматериалов, взметнувших спрос со второго квартала 2021 года. Это приводит к задержкам поставок соли, и в конечном итоге к подорожанию товара.
«Руспродсоюз» обратился к Минтрансу с просьбой разобраться в ситуации. Теперь операторы планируют вернуть в данную сферу до 20 тыс. полувагонов, что по планам позволит решить проблему.
Соль в России — товар стратегический. До сих пор особых волнений ее цена потребителям не доставляла. На 5 июля 2021-го она подорожала лишь на 1,12% с начала года, по данным Росстата. «Руспродсоюз», в который входят производители соли, предполагает, что ее производство в России в этом году составит не менее 1,47 млн тонн, что на 1,5–2% больше результата 2020-го. Доля российских производителей в прошлом году составила 63%, поднявшись на 1,7% по сравнению с 2019-м.
«Это вызвано тем, что импортная соль дорожала из-за внешних условий и роста курса валют к рублю, — говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — Отечественные же предприятия на своем сырье не поднимали цены. Кроме того, сокращение импорта связано с введением в России новых производств».
«Руспродсоюз» приводит такую статистику: «Основными импортерами соли в Россию в прошлом году выступили Белоруссия (поставки снизились на 2,65%, до 312,3 тыс. тонн), Казахстан (снижение на 5,04%, до 185,5 тыс. тонн), Азербайджан (снижение почти на 6%, до 21,4 тыс. тонн), Турция (рост на 34,92%, до 17 тыс. тонн), Иран (рост на 91,39%, до 2 тыс. тонн)». Если же говорить о стоимости, то розничные цены по регионам различаются в разы — от 8 до 30 руб. за 1 кг, по данным сервиса «Ценометр».
«Поскольку соль в нашей стране производится всего несколькими предприятиями и они достаточно удалены от крупных агломераций и распределительных центров, стоимость логистики составляет большую долю в стоимости конечного продукта, — рассказывает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Поэтому сложности с перевозками из-за отсутствия нужного числа вагонов может привести к увеличению розничных цен на соль».
Отметим, кроме логистической составляющей и курса рубля на цену товара влияют себестоимость добычи и налоги. А налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с этого года повышен правительством в 3,5 раза. Поэтому в любом случае стоит ожидать роста розничных цен на соль.
«Розничные цены на соль резко вырастут в ближайшее время: на 20–25% — легко», — прогнозирует председатель комитета МТПП по вопросам развития инвестиционной среды для бизнеса Анна Вовк.
Источник
Не успели власти впихнуть во вменяемые ценовые рамки сахар, как на повестку дня встала соль. Производители горького, но стратегического продукта заявили о возможном его подорожании. Во всем виновата логистика: резкий рост спроса на полувагоны вызвал дефицит мощностей для производителей и поставщиков тех, кто торгует солью. В Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» подчеркнули, что логистические трудности могут привести к срыву поставок, что неминуемо скажется на стоимости соли. Эксперты «МК» убеждены, что удорожание перевозок спровоцирует подорожание в рознице: плюс 20–25% уже в ближайшее время.
На пути «отечественного производителя» и импортозамещения встало неожиданное препятствие. Нет дефицита соли — будет дефицит полувагонов для ее доставки. Особенность рынка этого продукта в том, что основные площадки производства находятся на удаленных от потребителей территориях. Поэтому особое значение имеет транспортный фактор, на который приходится и существенная часть себестоимости.
Сейчас резко уменьшилось предложение полувагонов для транспортировки соли: почти в два раза меньше необходимого. Нехватка же полувагонов объясняется транспортниками резко выросшей потребностью в них для погрузки других товаров — угля, щебня, стройматериалов, взметнувших спрос со второго квартала 2021 года. Это приводит к задержкам поставок соли, и в конечном итоге к подорожанию товара.
«Руспродсоюз» обратился к Минтрансу с просьбой разобраться в ситуации. Теперь операторы планируют вернуть в данную сферу до 20 тыс. полувагонов, что по планам позволит решить проблему.
Соль в России — товар стратегический. До сих пор особых волнений ее цена потребителям не доставляла. На 5 июля 2021-го она подорожала лишь на 1,12% с начала года, по данным Росстата. «Руспродсоюз», в который входят производители соли, предполагает, что ее производство в России в этом году составит не менее 1,47 млн тонн, что на 1,5–2% больше результата 2020-го. Доля российских производителей в прошлом году составила 63%, поднявшись на 1,7% по сравнению с 2019-м.
«Это вызвано тем, что импортная соль дорожала из-за внешних условий и роста курса валют к рублю, — говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — Отечественные же предприятия на своем сырье не поднимали цены. Кроме того, сокращение импорта связано с введением в России новых производств».
«Руспродсоюз» приводит такую статистику: «Основными импортерами соли в Россию в прошлом году выступили Белоруссия (поставки снизились на 2,65%, до 312,3 тыс. тонн), Казахстан (снижение на 5,04%, до 185,5 тыс. тонн), Азербайджан (снижение почти на 6%, до 21,4 тыс. тонн), Турция (рост на 34,92%, до 17 тыс. тонн), Иран (рост на 91,39%, до 2 тыс. тонн)». Если же говорить о стоимости, то розничные цены по регионам различаются в разы — от 8 до 30 руб. за 1 кг, по данным сервиса «Ценометр».
«Поскольку соль в нашей стране производится всего несколькими предприятиями и они достаточно удалены от крупных агломераций и распределительных центров, стоимость логистики составляет большую долю в стоимости конечного продукта, — рассказывает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Поэтому сложности с перевозками из-за отсутствия нужного числа вагонов может привести к увеличению розничных цен на соль».
Отметим, кроме логистической составляющей и курса рубля на цену товара влияют себестоимость добычи и налоги. А налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с этого года повышен правительством в 3,5 раза. Поэтому в любом случае стоит ожидать роста розничных цен на соль.
«Розничные цены на соль резко вырастут в ближайшее время: на 20–25% — легко», — прогнозирует председатель комитета МТПП по вопросам развития инвестиционной среды для бизнеса Анна Вовк.