Катастрофа «Суперджета» в Шереметьево: год спустя

В авиационном сообществе до сих пор нет единого мнения о причинах «ЧП»

Год назад, 5 мая 2019 года, в Шереметьево сгорел пассажирский самолет «Сухой суперджет». В огне погиб 41 человек. Выжили 37. Несмотря на то, что 20 дней назад Следственный комитет России объявил о завершении следствия по резонансному делу, в авиационном сообществе до сих пор нет единого мнения о причинах катастрофы. «МК» собрал некоторые мнения авиационных специалистов.

По версии следствия, которую теперь предстоит рассмотреть суду, в крушении воздушного судна и гибели людей виноват командира RRJ-95B Денис Евдокимов. Ему вменяется в вину нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть двух и более лиц, крупного ущерба.

Следователи убеждены, что летчик «осуществил грубую посадку на взлетно-посадочную полосу аэропорта Шереметьево». Действия Евдокимова по управлению воздушным судном, совершенные с нарушением установленных правил, сообщил 15 апреля СКР, повлекли разрушение и возгорание самолета. В результате погибли 40 пассажиров и один член экипажа, еще 10 человек получили телесные повреждения различной степени тяжести.

По утверждению следователей, записи бортовых регистраторов подтверждают: «во время полета самолет адекватно реагировал на управляющие воздействия пилота» и «опровергают версию обвиняемого о возможной неисправности воздушного судна».

Проведены пожарно-техническая, летная, авиационно-техническая судебные экспертизы. У следствия нет вопросов к диспетчерской службе и службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов аэропорта «в сложившейся ситуации они никак не могли повлиять на трагедию».

В том, что у людей на борту самолета шансов выжить было очень мало, убеждает видеозапись, опубликованная СКР. Половина самолета была охвачена пламенем еще до того, как он остановился на летном поле. Выжить успели только те, кто находился ближе к пилотской кабине. Задняя часть фюзеляжа была охвачена огнем, когда самолет катился по бетонке, а потом скользил по летному полю.

Уголовное дело направлено в Генпрокуратуру РФ для решения вопроса об утверждении обвинительного заключения.

***

Не все авиационные эксперты согласны с доводами следствия. В основном претензии связаны с тем, что в заключении не нашлось места важным обстоятельствам злополучного полета.

Во-первых, не говорится о том, что посадка «Суперджета» была вынужденной. По докладу летчика, после взлета из Шереметьево, в самолет попала молния. Из-за этого, как он говорит, в работе аппаратуры возникли неполадки. Они, мол, и заставили его вернуться в Шереметьево. Причем сажал самолет он не в привычном автоматическом режиме, а в ручном.

Следствие, как помним, утверждает, что самолет был управляем. Но с этим не согласен летчик-испытатель Александр Гарнаев, который еще в декабре 2019 года разместил в соцсетях детальный анализ расшифровки бортовых самописцев – средств объективного контроля. Его вывод: самолет с большой задержкой реагировал на манипуляции летчика с органами управления. «Самолёт с управляющими воздействиями пилота находился практически в полной противофазе, что на 100% соответствует понятию «неуправляемый летательный аппарат», - написал Гарнаев.

По его мнению, причина, по которой самолет стал неуправляемым, так и не выяснена.

***

Многие пилоты, в том числе с большим опытом управления «Суперджетом», комментируя видеозапись с подпрыгивающим при посадке на несколько метров вверх самолета, говорили «МК», что посадка действительно сверхгрубая. Но выводы, которые они при этом делали, несколько отличаются от выводов следствия. Пилоты задаются вопросом: а хорошо ли был обучен экипаж ручному управлению самолетом в аварийной ситуации?

Вопрос не праздный. Дело в том, что в некоторых авиакомпаниях в последнее время наметилась тенденция – в целях экономии сокращать программы летного обучения и занятий на тренажерах. При этом под сокращение попадают как раз такие вводные, как посадка самолета в ручном режиме. Мол, зачем учить управлять руками, если есть «умная» автоматика.

В результате у летных экипажей нет прочных навыков управления воздушным судном вручную. А как раз твердые навыки только и могут прийти на выручку пилоту в те мгновения, когда раздумывать некогда.

***

И еще на один момент обратил внимание эксперты, изучая заключение следствия. В нем ни слова нет о том, отчего же загорелся при посадке «Суперджет». А ведь это одно из ключевых обстоятельств трагедии. Если бы самолет не вспыхнул при приземлении, люди бы не погибли в огне.

Да, посадка была грубой, с неоднократным «козлением», как говорят летчики. Но в этом случае, как это нередко бывает, шасси самолета обычно подламывается, и судно продолжает движение «на брюхе» до полной остановки.

В случае с «Суперджетом все пошло не так. Стойка основного шасси от удара о полосу пробила топливный бак. Оттуда хлынул керосин, который воспламенился от искр при касании элементов конструкции о бетонку. Самолет вспыхнул во время движения. Горящую зажигалку поднесли к канистре с горючим...

Можно или было избежать такого ЧП? Можно. Но для этого конструкторы самолета должны были выполнить обязательное правило при конструировании пассажирского судна: над стойкой шасси не должно быть топливного бака. Конструкторы самолета «Сухой суперджет» этим прописным правилом, похоже, пренебрегли.

К сожалению, в заключении следствия этот важный момент тоже обойден вниманием. Обвиняемый 42-летний командир воздушного судна Денис Евдокимов считает это несправедливым.скачать dle 12.1
Источник

Катастрофа Шереметьево
Добавлено: 5-05-2020, 09:11
0
248

Похожие публикации


Наверх