Песков и хаос: «островок» Россия оказался в окружении врагов

Диагноз современного общества: копание в прошлом, неуверенность в настоящем и страх будущего

В эфире телепрограммы «Большая игра» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков поведал о том, что современный мир полон угроз и вызовов. Но в России все спокойно. По его словам: «Это времена перемен. Россия остается островком стабильности в таком океане турбулентности».

Фраза, достойная того, чтобы остаться в анналах истории. Самое большое в мире государство (по размеру территории) — всего лишь «островок» в «океане турбулентности». Почему Россия в картине мира пресс-секретаря президента превратилась в маленький островок? Потому что воображение Пескова рисует апокалиптические картины мирового хаоса. «Океан турбулентности» — мифологический образ угрозы самому существованию страны. Как в сказках и баснях, «тьма врагов» окружает со всех сторон. И вся надежда на богатыря, который совладает с ними.

Если бы это был всего лишь пропагандистский прием, то высказывание Пескова, вероятно, стало бы объектом шуток и мемов. Но зрителям политического спектакля уже не смешно. Практически каждый день новостные ленты сообщают об очередных инициативах власти по превращению России в «островок». Страна замыкается в себе, отгораживается от окружающего мира, который предстает источником угроз.

Телевизор неустанно сообщает «островитянам» о внешнеполитических победах. Но что мы имеем в результате этих побед? Россия поссорилась со всем миром. Даже с некогда братскими республиками не удается наладить нормальный диалог. Что нам делить с маленькой Белоруссией? Если Россия «островок», то Белоруссия в «океане турбулентности» и вовсе почти незаметна. Но Александр Лукашенко на встречу с Владимиром Путиным приезжал в очень нервном состоянии. Белорусский лидер в сердцах бросил российскому: «Вы же ученый. Экономист. Кандидат экономических наук». К Путину еще никто так не обращался. Как же надо было довести Батьку!

С Украиной продолжается противостояние. Встреча в Париже «нормандской четверки» показала, что разрядки в отношениях с соседней страной не предвидится. Ситуация зашла в тупик. Пресса обсуждает не имеющие значения детали саммита: кто на кого накричал, кто чей стул забрал и прочее. Но по существу проблем общественной дискуссии нет. По той простой причине, что, закрывшись на «островке», выстраивать диалог невозможно. И не нужно. В тупике находиться даже выгодно. Там все стабильно. Нет движения. А значит, и нет новых угроз стабильности.

В тупик зашли и отношения с Евросоюзом. Делать бизнес, невзирая на политические противоречия, «отделять мух от котлет» не получается. Когда трубопроводы и энергоносители позиционируются как «энергетическое оружие», то вполне естественно, что возникает ответная защитная реакция.

Внутренняя политика «островка» тоже состоит из тупиков. Много слов говорится о необходимости «прорывов» в экономическом росте, увеличении доходов «островитян», но реально для этого ничего не делается. Наоборот, социальные расходы урезаются, налоги, штрафы и прочие методы пополнения казны за счет граждан и бизнеса растут.

Бюджет профицитный, бюджетные остатки рекордные. Но деньги не тратятся ни на стимулирование экономического роста, ни на «социалку». Они складываются в «кубышку» на тот случай, если «океан турбулентности» породит очередное «цунами», как в 2008 году. Кстати, для тех, кто верит в приметы, 2008 год был годом Белой крысы, как и наступающий 2020-й. И можно было бы только радоваться прозорливости и дальновидности наших правителей, которые заблаговременно подготовились к новому мировому кризису. Ведь прогнозы очередного глобального финансового катаклизма множатся как грибы после дождя. Нас уверяют, что мы хорошо подготовились и успешно переживем грядущие потрясения. Ведь в 2008 году «заначка» в Стабилизационном фонде помогла. Поможет и в этот раз.

Однако есть некоторые сомнения по поводу такого оптимизма. В 2008 году экономика России испытала сильнейший шок. Спасла вовсе не «заначка». Ее быстро потратили, и перспективы вырисовывались совсем не радужные. Спасла политика «количественного смягчения», осуществленная ФРС США. С некоторым опозданием такую же политику стал проводить Европейский центробанк.

Одним из следствий этой политики стало повышение цен на энергоносители, благодаря чему Россия и выбралась из кризиса. Невольным спасителем России оказался Бен Бернанке, возглавлявший в тот период Федеральную резервную систему США. Но слов благодарности из Москвы он вряд ли дождется. «Спасение» России приписали себе совсем другие люди. И сами поверили в свою саморекламу. Выстроили политику на собственных мифах.

Каким может быть результат? Кризисы — явление циклическое. Поэтому кризис будет. Но не факт, что будут применяться те же инструменты для его преодоления. «Количественное смягчение» — инструмент предыдущих американских администраций. Если кризис случится в период президентства Дональда Трампа, то весьма вероятно, что события будут развиваться как при Рональде Рейгане: протекционистская экономическая политика, рост военных расходов, снижение цен на нефть. Первые два пункта «рейганомики» Трамп уже реализует. Остался третий.

С учетом того, что низкие цены на нефть могут стать трендом на годы, то очевидно, что никакой «заначки» не хватит, чтобы пересидеть на «островке» в «океане турбулентности». Вся «заначка» будет быстро потрачена на спасение «национальных чемпионов» — госкорпораций и компаний приближенных к власти олигархов. А потом придет время очередных «болезненных реформ», «перестроек» и проч.

Если бы сверхдоходы бюджета тратились на развитие экономики, человеческого капитала, новые технологии, то кризис мог бы открыть новые возможности. В кризисные периоды, во «времена перемен», как выразился Дмитрий Песков, слабые становятся еще слабее, а сильные — сильнее и успешнее. Для сильной, динамичной экономики кризис не угроза, а новый этап развития. А для тех, кто окопался на «островке стабильности» и отстал в развитии, — новые лишения, потрясения и страхи.

На фоне столь слабой и бесперспективной экономической политики совсем игрушечными смотрятся попытки отгородить Рунет от внешнего мира, усилить пресс «запретительных» законов на «островитян» и другие изоляционистские инициативы. Все эти карточные домики рухнут, как только у государства кончатся деньги.

Так почему же некогда могучая держава стала «островком»? Кто ее лютые враги? Как представляется, самые главные враги россиян — это коллективные страхи. Природа страха такова, что он сковывает, парализует волю, закрывает дорогу в будущее, мешает развиваться. Депрессивное копание в прошлом, неуверенность в настоящем и страх будущего — таково состояние российского общества в настоящий момент. Это психологический тупик, который тормозит выход из других тупиков: политического, экономического, социального.

В прошлом любой крупной страны есть героические, трагические и даже позорные страницы. Но застревание в прошлом лишает страну будущего. Расчесывание геополитических обид, имперских комплексов, нагромождение угроз и страхов, агрессивная риторика — все это загоняет Россию в мировое «гетто», в одну компанию с государствами, оставшимися на обочине исторического развития.

И уж если ворошить прошлое, то достаточно вспомнить, что наш бывший «младший брат» Китай является сегодня главным экономическим конкурентом США. В 80-х годах прошлого века Рональд Рейган вел торговую войну с Японией, которая стала теснить американские компании на их собственном рынке. Сегодня Трамп ведет торговую войну с Китаем.

20 лет назад ВВП России и Китая были сопоставимы. Но китайский ВВП вырос за эти годы в 10 раз. При сверхдорогих энергоресурсах «мировая фабрика» демонстрировала впечатляющий рост. То, что для Китая является «замедлением» экономического роста, нам пока видится только в мечтах. Поскольку теперь мы являемся «младшим братом» КНР и, устроившись на «островке стабильности», ждем, когда грянет очередная буря.скачать dle 12.1
Источник

Песков
Добавлено:
0
320

Похожие публикации


Наверх