Россиянам зажали зарплаты на 400 миллиардов рублей
Ставка ниже плинтуса
«Ловкость рук и никакого мошенства!» — говорил герой советского фильма «Путевка в жизнь», но «мошенство» там было. В истории, которую мы сейчас расскажем, оно, если честно, тоже просматривается.
На днях Минюст направил в Кремль подготовленный по поручению президента доклад о результатах мониторинга правоприменения в 2018 году.
Чиновники проанализировали, насколько здорово работают написанные ими и принятые верным парламентом законы, и высказали рекомендации — где и что следует подправить, чтобы все было «по уму», как принято выражаться в определенных (не правительственных) кругах.
В докладе есть небольшой раздел под названием «Оплата труда». А в разделе — результаты исследования Минтрудом, Рострудом, Минфином и региональными властями практики применения некоторых статей Трудового кодекса.
«В целях предотвращения негативного влияния снижения реальной зарплаты прежде всего на низкооплачиваемые категории работников» осуществляется повышение МРОТ, напоминают чиновники: он устанавливается на федеральном уровне равным прожиточному минимуму трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года и 1 мая 2018 года впервые достиг 100% прожиточного минимума. С 1 января 2020 года МРОТ составит 12 130 рублей в месяц.
Но… До 1 сентября 2007 года в Трудовом кодексе РФ было «определение минимальной заработной платы, идентичной МРОТ, и указывалось, что в величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты», пишут далее авторы доклада. Как следствие — «размеры тарифных ставок и окладов не могли быть ниже МРОТ». Но с 1 сентября 2007 года в Трудовой кодекс внесли изменения — понятие «минимальная заработная плата» исчезло, и «таким образом, допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере ниже МРОТ».
А до МРОТ и выше работодатели в таких случаях дотягивают стимулирующими, премиальными, надбавками, коэффициентами и прочими доплатами. Особенно характерно это для бюджетных учреждений небогатых регионов. Например, в Тверской области ставка учителя средней школы с высшим образованием (18 учебных часов в неделю) после недавней индексации на 4% чуть превысила 8200 рублей в месяц.
Читаем дальше.
Конституционный суд всегда подчеркивал, напоминает доклад: «несмотря на изменения в законодательстве, правовая природа МРОТ и его основное назначение» остались прежними. То есть гарантированная нормальная ставка должна быть не ниже МРОТ, а все надбавки, сверхурочные, премии, стимулирующие — сверх МРОТ. В нашем примере с Тверской областью при таком подходе ставка учителя должна была бы быть установлена с нового года в размере 12 130 рублей в месяц, но этого никто не обещает.
В 2017 году КС рассматривал обращение нескольких т.н. северян, и настаивал на своем понимании Трудового кодекса. А в апреле 2019 года, в решении по делу гражданина Жарова, сторожа из Бодайбо (Иркутская область), которому назначили должностной оклад в размере 4268 рублей, повторил для непонятливых: любое иное толкование должно быть «исключено в правоприменительной практике». Но изменения в Трудовой кодекс судьи КС вносить не предписали — мол, и ежу все ясно, но если законодатель захочет, то флаг ему в руки.
А что предлагают авторы доклада? Не всем же россиянам бежать в суды и добегать до Конституционного, по примеру настырного сторожа Жарова!
А ничего они не предлагают, вот в чем дело. НИЧЕГО.
«Мы пытались было продвинуть, опираясь на решение КС, законопроект одного из регионов, который бы решил проблему хотя бы по северянам, и зафиксировать невозможность сознательных махинаций, но правительство выступило против», — сказал «МК» глава Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР).
Возглавлявший в том самом 2007 году думский Комитет по труду и социальной политике, ныне первый замглавы фракции «ЕР» Андрей Исаев рассказал «МК»: когда прописывали, что МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума трудоспособного гражданина, правительство настояло, чтобы слова про ставку или оклад не ниже МРОТ убрали: «иначе пришлось бы раз в пять поднять зарплату бюджетникам», говорили министры…
Заметим: мечта профсоюзов и депутатов о МРОТ, равном прожиточному минимуму, сбылась лишь через 11 лет.
«В итоге получилось то, что получилось, и это порождает проблемы», — признает г-н Исаев, который считает, что в Трудовой кодекс все же следует внести изменения, потому что «нужно комплексное решение». По его словам, в Госдуме уже подготовлен законопроект на эту тему, и координационный совет фракции «ЕР», и профсоюзы его поддержали.
Первый замглавы Комитета по труду и социальной политике Михаил Тарасенко («ЕР») в разговоре с «МК» объяснил, что законопроект разработан с учетом позиции КС и поддержан всеми фракциями: «МРОТ — минимальный заработок полного рабочего дня в нормальных условиях, но когда в него включают стимулирующие и другие выплаты, а гарантированная часть, оклад или ставка, достигает лишь 40% от заработка, это называется крепостное право». «Идут очень непростые, вязкие переговоры с правительством», — говорит он.
В своем заключении Минфин насчитал, что на реализацию законопроекта потребуется около 400 млрд рублей в год из бюджетов всех уровней, и потому правительство против. В Госдуме же цифру подвергают сомнению и полагают, что резкого увеличения зарплат ожидать не следует…
Давайте сделаем вид, что мы поверили правительству. Тогда получается, что только федеральные, региональные и муниципальные власти недоплачивают тем, для кого являются работодателями, 400 млрд рублей в год?
Очень, очень интересный доклад подготовил Минюст.
Источник
«Ловкость рук и никакого мошенства!» — говорил герой советского фильма «Путевка в жизнь», но «мошенство» там было. В истории, которую мы сейчас расскажем, оно, если честно, тоже просматривается.
На днях Минюст направил в Кремль подготовленный по поручению президента доклад о результатах мониторинга правоприменения в 2018 году.
Чиновники проанализировали, насколько здорово работают написанные ими и принятые верным парламентом законы, и высказали рекомендации — где и что следует подправить, чтобы все было «по уму», как принято выражаться в определенных (не правительственных) кругах.
В докладе есть небольшой раздел под названием «Оплата труда». А в разделе — результаты исследования Минтрудом, Рострудом, Минфином и региональными властями практики применения некоторых статей Трудового кодекса.
«В целях предотвращения негативного влияния снижения реальной зарплаты прежде всего на низкооплачиваемые категории работников» осуществляется повышение МРОТ, напоминают чиновники: он устанавливается на федеральном уровне равным прожиточному минимуму трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года и 1 мая 2018 года впервые достиг 100% прожиточного минимума. С 1 января 2020 года МРОТ составит 12 130 рублей в месяц.
Но… До 1 сентября 2007 года в Трудовом кодексе РФ было «определение минимальной заработной платы, идентичной МРОТ, и указывалось, что в величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты», пишут далее авторы доклада. Как следствие — «размеры тарифных ставок и окладов не могли быть ниже МРОТ». Но с 1 сентября 2007 года в Трудовой кодекс внесли изменения — понятие «минимальная заработная плата» исчезло, и «таким образом, допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере ниже МРОТ».
А до МРОТ и выше работодатели в таких случаях дотягивают стимулирующими, премиальными, надбавками, коэффициентами и прочими доплатами. Особенно характерно это для бюджетных учреждений небогатых регионов. Например, в Тверской области ставка учителя средней школы с высшим образованием (18 учебных часов в неделю) после недавней индексации на 4% чуть превысила 8200 рублей в месяц.
Читаем дальше.
Конституционный суд всегда подчеркивал, напоминает доклад: «несмотря на изменения в законодательстве, правовая природа МРОТ и его основное назначение» остались прежними. То есть гарантированная нормальная ставка должна быть не ниже МРОТ, а все надбавки, сверхурочные, премии, стимулирующие — сверх МРОТ. В нашем примере с Тверской областью при таком подходе ставка учителя должна была бы быть установлена с нового года в размере 12 130 рублей в месяц, но этого никто не обещает.
В 2017 году КС рассматривал обращение нескольких т.н. северян, и настаивал на своем понимании Трудового кодекса. А в апреле 2019 года, в решении по делу гражданина Жарова, сторожа из Бодайбо (Иркутская область), которому назначили должностной оклад в размере 4268 рублей, повторил для непонятливых: любое иное толкование должно быть «исключено в правоприменительной практике». Но изменения в Трудовой кодекс судьи КС вносить не предписали — мол, и ежу все ясно, но если законодатель захочет, то флаг ему в руки.
А что предлагают авторы доклада? Не всем же россиянам бежать в суды и добегать до Конституционного, по примеру настырного сторожа Жарова!
А ничего они не предлагают, вот в чем дело. НИЧЕГО.
«Мы пытались было продвинуть, опираясь на решение КС, законопроект одного из регионов, который бы решил проблему хотя бы по северянам, и зафиксировать невозможность сознательных махинаций, но правительство выступило против», — сказал «МК» глава Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР).
Возглавлявший в том самом 2007 году думский Комитет по труду и социальной политике, ныне первый замглавы фракции «ЕР» Андрей Исаев рассказал «МК»: когда прописывали, что МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума трудоспособного гражданина, правительство настояло, чтобы слова про ставку или оклад не ниже МРОТ убрали: «иначе пришлось бы раз в пять поднять зарплату бюджетникам», говорили министры…
Заметим: мечта профсоюзов и депутатов о МРОТ, равном прожиточному минимуму, сбылась лишь через 11 лет.
«В итоге получилось то, что получилось, и это порождает проблемы», — признает г-н Исаев, который считает, что в Трудовой кодекс все же следует внести изменения, потому что «нужно комплексное решение». По его словам, в Госдуме уже подготовлен законопроект на эту тему, и координационный совет фракции «ЕР», и профсоюзы его поддержали.
Первый замглавы Комитета по труду и социальной политике Михаил Тарасенко («ЕР») в разговоре с «МК» объяснил, что законопроект разработан с учетом позиции КС и поддержан всеми фракциями: «МРОТ — минимальный заработок полного рабочего дня в нормальных условиях, но когда в него включают стимулирующие и другие выплаты, а гарантированная часть, оклад или ставка, достигает лишь 40% от заработка, это называется крепостное право». «Идут очень непростые, вязкие переговоры с правительством», — говорит он.
В своем заключении Минфин насчитал, что на реализацию законопроекта потребуется около 400 млрд рублей в год из бюджетов всех уровней, и потому правительство против. В Госдуме же цифру подвергают сомнению и полагают, что резкого увеличения зарплат ожидать не следует…
Давайте сделаем вид, что мы поверили правительству. Тогда получается, что только федеральные, региональные и муниципальные власти недоплачивают тем, для кого являются работодателями, 400 млрд рублей в год?
Очень, очень интересный доклад подготовил Минюст.