Эксперты предупредили родителей о взаимосвязи буллинга и детского суицида
И дали советы, как бороться с травлей
Время от времени та или иная серьезная организация проводит исследования, чтобы составить хотя бы примерную картину буллинга, или, другими словами, травли одних детей другими в российских школах. Дошло до того, что недавно на одном из «круглых столов» некий эксперт заявил, что в данный процесс вовлечены 100% школьников: кто-то в качестве экзекуторов, а кто-то — жертв. Вроде как нейтральных здесь нет. Неужели это явление, которое всегда существовало, даже во времена СССР (вспомните фильм Ролана Быкова «Чучело» по повести В.Железникова), так и останется в разряде вечных? Эксперты в очередной раз решили объяснить родителям, что делать в такой ситуации и откуда корни зла.
По данным ВОЗ, в России в 2014 году среди мальчиков 13 лет 24% обижали других детей не менее двух раз за месяц, а 30% признались, что сами подвергались травле дважды за этот период. Схожие результаты получены Организацией экономического сотрудничества и развития в 2015 году: 18% российских мальчишек 11–15 лет сообщили, что подвергаются травле — при среднем показателе в 11%. Но больше всего пугает то, что Россия находится на 3-м месте из 27 стран по распространенности этого неприятного явления, впереди нас только, как ни странно, вполне благополучные Австрия и Эстония. Зато мы сами значительно опережаем по градусу школьного насилия Канаду (у них 15% детей подвергаются издевательствам), США (11%), Финляндию (11%), Грецию (10%) и Швецию (4%). У Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека свой подсчет: 59% российских школьников сталкивались с ситуациями издевательства. Чаще всего имели место унижение (61%), оскорбления (77%), физическое насилие (24%), съемка издевательства на телефон (11%) и кибербуллинг (25%).
Проблемой всерьез озаботился Национальный институт защиты детства в рамках проекта «Дом под зонтом». Эксперты сошлись во мнении: несмотря на то что проблема кажется неискоренимой, с ней нужно и можно бороться, но для этого усилия семьи и школы должны быть объединены.
Эксперт Национального института защиты детства, программный директор Института социальных услуг и инноваций «Вектор», психолог, научный сотрудник лаборатории индивидуализации и непрерывного образования МГПУ Галина Романовская уверена, что «травля имеет объективные предпосылки, она была всегда, потому что она связана с эмоциональной незрелостью детей». Учителя, по ее мнению, должны уметь отличать травлю от плохого поведения и рядовых ссор, своевременно замечать ее, уметь целенаправленно работать с классом.
— Педагоги и родители могут обучить детей навыкам взаимоподдержки, защиты одноклассников, отказу от предложений поучаствовать в бойкотах, высмеивании, издевательствах, — считает Галина Романовская. — Но во многих случаях оказывается, что учителя и школьные психологи никогда прежде этим не занимались. Кроме того, важно не только ЧТО сказать, но и КАК сказать, чтобы дети и подростки поверили, услышали и захотели следовать советам взрослых. Учителя работают в условиях высокого стресса, отвечая за жизнь детей. При этом в школах не работают программы профессиональной поддержки, благодаря которым специалисты могли бы эффективно и своевременно разбираться с трудными случаями. Родителям важно помнить об этом и не торопиться обвинять учителя, а лучше предложить свою помощь и свое участие в решении проблемы. Например, может быть очень полезна младшим подросткам беседа с отцами о мужской силе, о правилах самообороны и — что особенно важно — правилах честного боя. Считаю, что нам недостает культурного образца сильного и миролюбивого мужчины. Мужественность — это не только сила, это справедливость и честность, это неравнодушие к жесткости и умение остановить обидчика.
Галина Романовская заметила, что школы зачастую не готовы признавать наличие травли, так как все еще популярен миф о том, что издевательства одних детей над другими случаются только в плохих школах и у плохих учителей. А это неправильное и вредное представление. Из-за него ученики пропускают этап профилактики и не получают своевременной помощи. А разбираться с запущенными случаями — это трудно, долго и болезненно для всех: и для детей, и для педагогов, и для родителей. Когда Галина Романовская с коллегами приходит в учебное заведение с целью провести работу по профилактике буллинга, руководство школы встречает их настороженно. Однако очень важно провести такую работу вовремя, иначе будет поздно, предупреждает эксперт:
— Травля — это моральное насилие, обидные действия, насмешки, изоляция, порча имущества ребенка, и все это происходит еще до того, как случится насилие. И именно в этот момент и нужно реагировать — родителям и педагогам. Если случается физическое насилие, то это означает, что момент упущен. Спустя полгода с момента начала травли повышается риск суицидальных действий подростка — самое страшное последствие буллинга.
В наше время в травле появился новый печальный тренд — кибербуллинг. И он еще страшнее, чем обычный, поскольку доставляет жертве больше морального унижения. Зато обидчики теперь могут судить по количеству лайков, кому они интересны и кто одобряет их поведение. «Чем больше лайков, тем ты круче, тем лучше результат, которого ты добивался», — добавляет Галина Романовская.
Эксперты попытались разобраться, какие дети любят издеваться над сверстниками, что их толкает на это. Родители детей-обидчиков страдают не меньше, объясняет психолог. Они бывают не готовы, когда кто-то в обиде, в злости позвонил им, пожаловался на их ребенка. Поэтому первой реакцией бывает ответный гнев. Многие родители потом о нем жалеют. «Но когда мы разговариваем без обвинений и упреков, то выясняется, что родители драчунов тоже нуждаются в психологической поддержке и просто не могут найти «работающих» способов утихомирить и уравновесить своих детей», — объясняет психолог.
В работе с детьми-агрессорами помогают приемы социально ориентированного обучения и выяснения причин повышенной агрессивности ребенка. Редко когда ребенок ведет себя жестоко безо всяких на то причин. Например, к агрессии склонен тот ребенок, который пытается пережить утрату (а к утратам в том числе относятся переезд, развод родителей), насилие по отношению к нему взрослых... Обидчик своим поведением, как правило, сбрасывает внутреннее напряжение; дети становятся такими, когда их что-то разрывает изнутри, когда они чем-то не удовлетворены. Еще одна причина — такой ребенок не чувствует границ другого человека, потому что у него самого они нарушены. Если его бьют, много и часто, он автоматически бьет других. Он не понимает, что этого нельзя делать. «К сожалению, они так защищаются, им никто ничего другого не может предложить», — считает Романовская.
В таких случаях специалисты советуют пойти с ребенком к психологу.
Председатель методического совета Национального института Александр Спивак обратил внимание, что если в школе случается травля, то чаще всего у педагогов нет четкого понимания, что предпринять, и в этом вся беда. Эксперт рассказал, как вести себя родителям в такой ситуации. Сначала — прийти к представителю школы: педагогу, классному руководителю, завучу. При этом важно быть изначально настроенным конструктивно: вы никого не обвиняете, не добиваетесь увольнения, а хотите разобраться, как решить проблему. Если школа признает факты, то можно совместно с директором и учителями обсудить возможности, обратить внимание школьного психолога, рекомендовать пригласить специалиста извне. Если же вы видите, что ничего не складывается, нужно переходить на следующий этап, выше: пожаловаться в администрацию, департамент образования, обозначить факты издевательства над ребенком, пояснив при этом, что вами было предпринято.
— В каждой школе, где так или иначе проявляются факты буллинга, должна быть проведена соответствующая работа — либо внутренняя, либо с привлечением внешних профессиональных команд, — заключает эксперт. — В наших школах есть, например, антитеррористическая политика, политика безопасности. Антибуллинговой политики нет. Важно, чтобы родительское сообщество объединялось для этих целей.
Источник
Время от времени та или иная серьезная организация проводит исследования, чтобы составить хотя бы примерную картину буллинга, или, другими словами, травли одних детей другими в российских школах. Дошло до того, что недавно на одном из «круглых столов» некий эксперт заявил, что в данный процесс вовлечены 100% школьников: кто-то в качестве экзекуторов, а кто-то — жертв. Вроде как нейтральных здесь нет. Неужели это явление, которое всегда существовало, даже во времена СССР (вспомните фильм Ролана Быкова «Чучело» по повести В.Железникова), так и останется в разряде вечных? Эксперты в очередной раз решили объяснить родителям, что делать в такой ситуации и откуда корни зла.
По данным ВОЗ, в России в 2014 году среди мальчиков 13 лет 24% обижали других детей не менее двух раз за месяц, а 30% признались, что сами подвергались травле дважды за этот период. Схожие результаты получены Организацией экономического сотрудничества и развития в 2015 году: 18% российских мальчишек 11–15 лет сообщили, что подвергаются травле — при среднем показателе в 11%. Но больше всего пугает то, что Россия находится на 3-м месте из 27 стран по распространенности этого неприятного явления, впереди нас только, как ни странно, вполне благополучные Австрия и Эстония. Зато мы сами значительно опережаем по градусу школьного насилия Канаду (у них 15% детей подвергаются издевательствам), США (11%), Финляндию (11%), Грецию (10%) и Швецию (4%). У Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека свой подсчет: 59% российских школьников сталкивались с ситуациями издевательства. Чаще всего имели место унижение (61%), оскорбления (77%), физическое насилие (24%), съемка издевательства на телефон (11%) и кибербуллинг (25%).
Проблемой всерьез озаботился Национальный институт защиты детства в рамках проекта «Дом под зонтом». Эксперты сошлись во мнении: несмотря на то что проблема кажется неискоренимой, с ней нужно и можно бороться, но для этого усилия семьи и школы должны быть объединены.
Эксперт Национального института защиты детства, программный директор Института социальных услуг и инноваций «Вектор», психолог, научный сотрудник лаборатории индивидуализации и непрерывного образования МГПУ Галина Романовская уверена, что «травля имеет объективные предпосылки, она была всегда, потому что она связана с эмоциональной незрелостью детей». Учителя, по ее мнению, должны уметь отличать травлю от плохого поведения и рядовых ссор, своевременно замечать ее, уметь целенаправленно работать с классом.
— Педагоги и родители могут обучить детей навыкам взаимоподдержки, защиты одноклассников, отказу от предложений поучаствовать в бойкотах, высмеивании, издевательствах, — считает Галина Романовская. — Но во многих случаях оказывается, что учителя и школьные психологи никогда прежде этим не занимались. Кроме того, важно не только ЧТО сказать, но и КАК сказать, чтобы дети и подростки поверили, услышали и захотели следовать советам взрослых. Учителя работают в условиях высокого стресса, отвечая за жизнь детей. При этом в школах не работают программы профессиональной поддержки, благодаря которым специалисты могли бы эффективно и своевременно разбираться с трудными случаями. Родителям важно помнить об этом и не торопиться обвинять учителя, а лучше предложить свою помощь и свое участие в решении проблемы. Например, может быть очень полезна младшим подросткам беседа с отцами о мужской силе, о правилах самообороны и — что особенно важно — правилах честного боя. Считаю, что нам недостает культурного образца сильного и миролюбивого мужчины. Мужественность — это не только сила, это справедливость и честность, это неравнодушие к жесткости и умение остановить обидчика.
Галина Романовская заметила, что школы зачастую не готовы признавать наличие травли, так как все еще популярен миф о том, что издевательства одних детей над другими случаются только в плохих школах и у плохих учителей. А это неправильное и вредное представление. Из-за него ученики пропускают этап профилактики и не получают своевременной помощи. А разбираться с запущенными случаями — это трудно, долго и болезненно для всех: и для детей, и для педагогов, и для родителей. Когда Галина Романовская с коллегами приходит в учебное заведение с целью провести работу по профилактике буллинга, руководство школы встречает их настороженно. Однако очень важно провести такую работу вовремя, иначе будет поздно, предупреждает эксперт:
— Травля — это моральное насилие, обидные действия, насмешки, изоляция, порча имущества ребенка, и все это происходит еще до того, как случится насилие. И именно в этот момент и нужно реагировать — родителям и педагогам. Если случается физическое насилие, то это означает, что момент упущен. Спустя полгода с момента начала травли повышается риск суицидальных действий подростка — самое страшное последствие буллинга.
В наше время в травле появился новый печальный тренд — кибербуллинг. И он еще страшнее, чем обычный, поскольку доставляет жертве больше морального унижения. Зато обидчики теперь могут судить по количеству лайков, кому они интересны и кто одобряет их поведение. «Чем больше лайков, тем ты круче, тем лучше результат, которого ты добивался», — добавляет Галина Романовская.
Эксперты попытались разобраться, какие дети любят издеваться над сверстниками, что их толкает на это. Родители детей-обидчиков страдают не меньше, объясняет психолог. Они бывают не готовы, когда кто-то в обиде, в злости позвонил им, пожаловался на их ребенка. Поэтому первой реакцией бывает ответный гнев. Многие родители потом о нем жалеют. «Но когда мы разговариваем без обвинений и упреков, то выясняется, что родители драчунов тоже нуждаются в психологической поддержке и просто не могут найти «работающих» способов утихомирить и уравновесить своих детей», — объясняет психолог.
В работе с детьми-агрессорами помогают приемы социально ориентированного обучения и выяснения причин повышенной агрессивности ребенка. Редко когда ребенок ведет себя жестоко безо всяких на то причин. Например, к агрессии склонен тот ребенок, который пытается пережить утрату (а к утратам в том числе относятся переезд, развод родителей), насилие по отношению к нему взрослых... Обидчик своим поведением, как правило, сбрасывает внутреннее напряжение; дети становятся такими, когда их что-то разрывает изнутри, когда они чем-то не удовлетворены. Еще одна причина — такой ребенок не чувствует границ другого человека, потому что у него самого они нарушены. Если его бьют, много и часто, он автоматически бьет других. Он не понимает, что этого нельзя делать. «К сожалению, они так защищаются, им никто ничего другого не может предложить», — считает Романовская.
В таких случаях специалисты советуют пойти с ребенком к психологу.
Председатель методического совета Национального института Александр Спивак обратил внимание, что если в школе случается травля, то чаще всего у педагогов нет четкого понимания, что предпринять, и в этом вся беда. Эксперт рассказал, как вести себя родителям в такой ситуации. Сначала — прийти к представителю школы: педагогу, классному руководителю, завучу. При этом важно быть изначально настроенным конструктивно: вы никого не обвиняете, не добиваетесь увольнения, а хотите разобраться, как решить проблему. Если школа признает факты, то можно совместно с директором и учителями обсудить возможности, обратить внимание школьного психолога, рекомендовать пригласить специалиста извне. Если же вы видите, что ничего не складывается, нужно переходить на следующий этап, выше: пожаловаться в администрацию, департамент образования, обозначить факты издевательства над ребенком, пояснив при этом, что вами было предпринято.
— В каждой школе, где так или иначе проявляются факты буллинга, должна быть проведена соответствующая работа — либо внутренняя, либо с привлечением внешних профессиональных команд, — заключает эксперт. — В наших школах есть, например, антитеррористическая политика, политика безопасности. Антибуллинговой политики нет. Важно, чтобы родительское сообщество объединялось для этих целей.