Россиян предупредили о повышении цен на еду на 5%
Оборотные штрафы для производителей оплатит потребитель
Минпромторг продвигает идею введения штрафа для производителей и продавцов товаров, не соответствующих техническим регламентам Таможенного союза. Поправка в Кодекс об административных правонарушениях предполагает довольно большие штрафы, причем не фиксированные, а в процентах с оборота: до 3% с выручки за год, но не менее 2 млн рублей.
По задумке Минпромторга, инициатива защитит потребителей от фальсифицированной продукции и предотвратит «угрозы здоровью и безопасности людей». Производители и ритейлеры в ужасе от идеи правительства ужесточить наказание за нарушения техрегламентов. Отраслевые ассоциации предупредили, что в случае введения штрафов они повысят стоимость товаров. Потребителям такая забота правительства об их здоровье, скорее всего, тоже придется не по душе, если она обернется очередным ростом цен.
В письме, которое в Минпромторг и другие ведомства направили производители и ритейлеры, говорится, что оборотный штраф для некоторых пищевых и торговых отраслей сопоставим с размером рентабельности. За первый проступок возьмут от 600 тыс. до 1 млн рублей. До 3% выручки, но не менее 2 млн рублей, будут взимать за повторные нарушения. То есть пара нарушений может грозить некрупной компании разорением. Поправки могут вступить в силу в марте 2021 года, однако отраслевые объединения просят приостановить разработку законопроекта. В текущей редакции КоАП максимально возможный штраф не был привязан к обороту и составлял от 700 тыс. до 1 млн рублей.
С момента создания Таможенного союза в 2011 году, куда вошли Россия, Белоруссия и Казахстан и расширение его до ТС Евразийского экономического союза (добавились Армения и Киргизия), вступило в силу около 20 технических регламентов. Они касаются производства, хранения или безопасности бензина, пиротехнических материалов, игрушек, мебели, молочной и мясной продукции, смазочных материалов, воды. Например, в регламенте «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» четко прописаны условия производства, состава, упаковки, перевозки, хранения воды и описано, как должен проводиться контроль за исполнением требований техрегламента. Вся продукция ТС должна быть зарегистрирована, задекларирована и идентифицирована: для этого проводятся госпроверки на всех этапах. Только получив сертификат соответствия техрегламентам, продукция попадает на рынок. При выявлении нарушений товары изымаются из оборота, что уже само по себе серьезное наказание для производителей.
Проблема в том, что ответственный за проверки Роспотребнадзор проводит их выборочно — за всеми не уследишь, отмечает член Торгово-промышленной палаты Анна Вовк. «Такой подход не позволяет вести постоянный и непрерывный мониторинг качества», — добавляет она.
То ли из-за невозможности, то ли из-за нежелания поменять такой выборочный подход, то ли в корыстных целях правительство придумало другой способ внушить производителям страх перед нарушениями. «Однако аргумент «а не надо нарушать» здесь может сработать в обратную сторону, — замечает Анна Вовк. — Дело в том, что нормативные базы у нас очень несовершенны, а правила можно нарушить, даже того не зная. Продавцы в принципе не имеют возможности досконально проверять товары: это не их зона ответственности. Все это может привести к злоупотреблению такой мерой наказания, как штрафы со стороны надзорных органов. Выход у производителей и продавцов будет только один — повышать наценку на товары, чтобы был запас на оплату штрафов».
По словам нашей собеседницы, оборотные штрафы могут поставить под угрозу существование низкомаржинальных предприятий, в частности, небольших производителей и магазинов. Оборотные штрафы — это очень серьезный инструмент воздействия, считает Вовк. «Если предприятие обладает скудной линейкой продукции (допустим, выпускает только молоко), то оно несет большие риски, которые придется как-то компенсировать. В этом случае повышение цен может быть на уровне 5%. Если предприятие выпускает широкий ассортимент продукции, то оно может обойтись повышением цен на 1–1,5%», — предупредила эксперт.
Получается, что в более выигрышном положении окажутся крупные предприятия — их продукция подорожает не сильно, и потребитель будет выбирать ее. А это не очень-то соотносится с правилом о честной конкуренции.
Источник
Минпромторг продвигает идею введения штрафа для производителей и продавцов товаров, не соответствующих техническим регламентам Таможенного союза. Поправка в Кодекс об административных правонарушениях предполагает довольно большие штрафы, причем не фиксированные, а в процентах с оборота: до 3% с выручки за год, но не менее 2 млн рублей.
По задумке Минпромторга, инициатива защитит потребителей от фальсифицированной продукции и предотвратит «угрозы здоровью и безопасности людей». Производители и ритейлеры в ужасе от идеи правительства ужесточить наказание за нарушения техрегламентов. Отраслевые ассоциации предупредили, что в случае введения штрафов они повысят стоимость товаров. Потребителям такая забота правительства об их здоровье, скорее всего, тоже придется не по душе, если она обернется очередным ростом цен.
В письме, которое в Минпромторг и другие ведомства направили производители и ритейлеры, говорится, что оборотный штраф для некоторых пищевых и торговых отраслей сопоставим с размером рентабельности. За первый проступок возьмут от 600 тыс. до 1 млн рублей. До 3% выручки, но не менее 2 млн рублей, будут взимать за повторные нарушения. То есть пара нарушений может грозить некрупной компании разорением. Поправки могут вступить в силу в марте 2021 года, однако отраслевые объединения просят приостановить разработку законопроекта. В текущей редакции КоАП максимально возможный штраф не был привязан к обороту и составлял от 700 тыс. до 1 млн рублей.
С момента создания Таможенного союза в 2011 году, куда вошли Россия, Белоруссия и Казахстан и расширение его до ТС Евразийского экономического союза (добавились Армения и Киргизия), вступило в силу около 20 технических регламентов. Они касаются производства, хранения или безопасности бензина, пиротехнических материалов, игрушек, мебели, молочной и мясной продукции, смазочных материалов, воды. Например, в регламенте «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» четко прописаны условия производства, состава, упаковки, перевозки, хранения воды и описано, как должен проводиться контроль за исполнением требований техрегламента. Вся продукция ТС должна быть зарегистрирована, задекларирована и идентифицирована: для этого проводятся госпроверки на всех этапах. Только получив сертификат соответствия техрегламентам, продукция попадает на рынок. При выявлении нарушений товары изымаются из оборота, что уже само по себе серьезное наказание для производителей.
Проблема в том, что ответственный за проверки Роспотребнадзор проводит их выборочно — за всеми не уследишь, отмечает член Торгово-промышленной палаты Анна Вовк. «Такой подход не позволяет вести постоянный и непрерывный мониторинг качества», — добавляет она.
То ли из-за невозможности, то ли из-за нежелания поменять такой выборочный подход, то ли в корыстных целях правительство придумало другой способ внушить производителям страх перед нарушениями. «Однако аргумент «а не надо нарушать» здесь может сработать в обратную сторону, — замечает Анна Вовк. — Дело в том, что нормативные базы у нас очень несовершенны, а правила можно нарушить, даже того не зная. Продавцы в принципе не имеют возможности досконально проверять товары: это не их зона ответственности. Все это может привести к злоупотреблению такой мерой наказания, как штрафы со стороны надзорных органов. Выход у производителей и продавцов будет только один — повышать наценку на товары, чтобы был запас на оплату штрафов».
По словам нашей собеседницы, оборотные штрафы могут поставить под угрозу существование низкомаржинальных предприятий, в частности, небольших производителей и магазинов. Оборотные штрафы — это очень серьезный инструмент воздействия, считает Вовк. «Если предприятие обладает скудной линейкой продукции (допустим, выпускает только молоко), то оно несет большие риски, которые придется как-то компенсировать. В этом случае повышение цен может быть на уровне 5%. Если предприятие выпускает широкий ассортимент продукции, то оно может обойтись повышением цен на 1–1,5%», — предупредила эксперт.
Получается, что в более выигрышном положении окажутся крупные предприятия — их продукция подорожает не сильно, и потребитель будет выбирать ее. А это не очень-то соотносится с правилом о честной конкуренции.