У Минфина обнаружили фискальное опьянение
Налоговая нагрузка на экономику вопреки обещаниям снова вырастет
Минфин подтвердил свою репутацию: обещания стабильности и неповышения налогов — одно, а реальные планы — совсем другое. Проект «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020–2022 годы» стал образцом бюрократической диалектики: Минфин повторяет тезис президента Путина о том, что в ближайшие шесть лет налоги расти не будут, и тут же, не краснея, предлагает меры по утяжелению фискального пресса.
Прямых указаний на грядущее повышение ставок тех или иных налогов в главном минфиновском документе на 2020–2022 годы нет. Зато есть другое. Во-первых, Минфин берется за региональные налоговые льготы. Здесь тот же прием: их не то чтобы прямо ликвидируют, но «унифицируют». В переводе с бюрократического на общепринятый язык это значит, что ревизоры из Минфина самостоятельно проанализируют региональные льготы и, конечно, вовсе не для того, чтобы их увеличить. Анонсированная цель создания методики оценки региональных льгот — оценка их эффективности. Реальная цель — сокращение льгот именно как неэффективных. Напрямую в законные прерогативы регионов Минфин, конечно, вмешиваться не будет, но сократит финансирование из федерального бюджета на сумму, складывающуюся из неэффективных льгот. Сухой остаток — не только сокращение налоговых льгот, но и сжатие и без того шагреневой региональной финансовой самостоятельности. Налицо еще одно проявление укрепления бюджетной вертикали власти.
Региональные налоговые льготы — это весомый кусок. Здесь и пониженная ставка или освобождение от налога на имущество, снижение или полное исключение региональной составляющей налога на прибыль. Есть льготы по земельному и транспортному налогам. Помимо этого в рамках «унификации» Минфин собирается забрать у регионов право выбирать объекты недвижимости, налогооблагаемая база по которым может рассчитываться от балансовой стоимости, с тем чтобы налог рассчитывался для всей недвижимости по кадастровой (ощутимо большей) стоимости. Итог такой инициативы Минфина — мощный удар по инвестиционной привлекательности регионов.
Во-вторых, в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020–2022 годы» есть старая идея Минфина о придании статуса налога шести платежам, сегодня налогами не считающимся. Это сбор за проезд грузовиков (система «Платон»), курортный (гостиничный) сбор, экологический сбор, утилизационный сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду, обязательные отчисления операторов связи.
Казалось бы, платить придется в любом случае, и переименование сборов в налоги даже честнее. Все так и есть, повышение же пресса в том, что если сбором сегодняшних платежей займутся налоговики, то их собираемость увеличится, так что по законам арифметики это тоже ужесточение.
Ну а теперь зададимся вопросом: к чему это приведет? Доходы бюджета, к радости Минфина, конечно, увеличатся. Но российский консолидированный бюджет и так профицитен. А вот рост инвестиционной активности такие меры точно не простимулируют. Скорее, наоборот. Стоит заметить, налоговая нагрузка на экономику (доля налогов в ВВП) в России и так в 2018 году выросла до 32,7% (главным образом за счет роста НДПИ), а предложения Минфина поднимут налоговую планку еще выше. Если налоги зашкалят за треть ВВП, Россия опередит по этому показателю США. Вряд ли это то соревнование, которое стоит выигрывать.
Если же вернуться к тому, что состояние бюджета не оправдывает повышения налогов, то можно обратиться к росту ставки НДС в этом году. Недавно эту меру раскритиковал Михаил Задорнов, глава банка «Открытие». Он заявил: «На мой взгляд, ошибочным шагом было повышение НДС с 18 до 20%. Доходы федерального бюджета выросли в первом полугодии 2019 года примерно на 11%, а расходы — на 3%. Профицит достиг 3,1% ВВП. Такого профицита федерального бюджета не было даже в самые лучшие годы до 2007-го, его просто сложно себе представить. Я не придерживаюсь точки зрения, что если деньги из экономики забирает государство, то это хорошо. Если налоги достаточные и есть профицит, разумнее отдать налоги людям и бизнесу: они распорядятся деньгами лучше государства».
Аргументы Задорнова те же, что не раз в связи с ростом НДС выдвигал и «МК». Они «действуют» и применительно к новым инициативам по ужесточению налогового нажима на экономику. Остается вопрос: стал бы Задорнов придерживаться той же позиции и на посту министра финансов РФ (эту должность он в свое время занимал)? Или само пребывание в Минфине приводит к необоримой тяге к фискальному опьянению?
Источник
Минфин подтвердил свою репутацию: обещания стабильности и неповышения налогов — одно, а реальные планы — совсем другое. Проект «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020–2022 годы» стал образцом бюрократической диалектики: Минфин повторяет тезис президента Путина о том, что в ближайшие шесть лет налоги расти не будут, и тут же, не краснея, предлагает меры по утяжелению фискального пресса.
Прямых указаний на грядущее повышение ставок тех или иных налогов в главном минфиновском документе на 2020–2022 годы нет. Зато есть другое. Во-первых, Минфин берется за региональные налоговые льготы. Здесь тот же прием: их не то чтобы прямо ликвидируют, но «унифицируют». В переводе с бюрократического на общепринятый язык это значит, что ревизоры из Минфина самостоятельно проанализируют региональные льготы и, конечно, вовсе не для того, чтобы их увеличить. Анонсированная цель создания методики оценки региональных льгот — оценка их эффективности. Реальная цель — сокращение льгот именно как неэффективных. Напрямую в законные прерогативы регионов Минфин, конечно, вмешиваться не будет, но сократит финансирование из федерального бюджета на сумму, складывающуюся из неэффективных льгот. Сухой остаток — не только сокращение налоговых льгот, но и сжатие и без того шагреневой региональной финансовой самостоятельности. Налицо еще одно проявление укрепления бюджетной вертикали власти.
Региональные налоговые льготы — это весомый кусок. Здесь и пониженная ставка или освобождение от налога на имущество, снижение или полное исключение региональной составляющей налога на прибыль. Есть льготы по земельному и транспортному налогам. Помимо этого в рамках «унификации» Минфин собирается забрать у регионов право выбирать объекты недвижимости, налогооблагаемая база по которым может рассчитываться от балансовой стоимости, с тем чтобы налог рассчитывался для всей недвижимости по кадастровой (ощутимо большей) стоимости. Итог такой инициативы Минфина — мощный удар по инвестиционной привлекательности регионов.
Во-вторых, в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020–2022 годы» есть старая идея Минфина о придании статуса налога шести платежам, сегодня налогами не считающимся. Это сбор за проезд грузовиков (система «Платон»), курортный (гостиничный) сбор, экологический сбор, утилизационный сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду, обязательные отчисления операторов связи.
Казалось бы, платить придется в любом случае, и переименование сборов в налоги даже честнее. Все так и есть, повышение же пресса в том, что если сбором сегодняшних платежей займутся налоговики, то их собираемость увеличится, так что по законам арифметики это тоже ужесточение.
Ну а теперь зададимся вопросом: к чему это приведет? Доходы бюджета, к радости Минфина, конечно, увеличатся. Но российский консолидированный бюджет и так профицитен. А вот рост инвестиционной активности такие меры точно не простимулируют. Скорее, наоборот. Стоит заметить, налоговая нагрузка на экономику (доля налогов в ВВП) в России и так в 2018 году выросла до 32,7% (главным образом за счет роста НДПИ), а предложения Минфина поднимут налоговую планку еще выше. Если налоги зашкалят за треть ВВП, Россия опередит по этому показателю США. Вряд ли это то соревнование, которое стоит выигрывать.
Если же вернуться к тому, что состояние бюджета не оправдывает повышения налогов, то можно обратиться к росту ставки НДС в этом году. Недавно эту меру раскритиковал Михаил Задорнов, глава банка «Открытие». Он заявил: «На мой взгляд, ошибочным шагом было повышение НДС с 18 до 20%. Доходы федерального бюджета выросли в первом полугодии 2019 года примерно на 11%, а расходы — на 3%. Профицит достиг 3,1% ВВП. Такого профицита федерального бюджета не было даже в самые лучшие годы до 2007-го, его просто сложно себе представить. Я не придерживаюсь точки зрения, что если деньги из экономики забирает государство, то это хорошо. Если налоги достаточные и есть профицит, разумнее отдать налоги людям и бизнесу: они распорядятся деньгами лучше государства».
Аргументы Задорнова те же, что не раз в связи с ростом НДС выдвигал и «МК». Они «действуют» и применительно к новым инициативам по ужесточению налогового нажима на экономику. Остается вопрос: стал бы Задорнов придерживаться той же позиции и на посту министра финансов РФ (эту должность он в свое время занимал)? Или само пребывание в Минфине приводит к необоримой тяге к фискальному опьянению?