Минэкономразвития представило сценарий роста зарплат
Что осталось между строк прогноза до 2024 года
Минэкономразвития представило сценарные условия развития российской экономики до 2024 года. Документ любопытен гражданам тем, что в это время состоятся очередные выборы Президента РФ. Однако эксперты не нашли в нем ничего интересного: все важные решения в экономике откладываются на потом и будут приниматься по ситуации.
Сценарные условия уточняют уже имеющийся прогноз до 2024 года, который был написан с учетом прошлогоднего майского указа Владимира Путина. Уточнения — процесс перманентный, и именно он представляет интерес. Двигатели уточнений известны — изменения в динамике цен на нефть; геополитические риски, которые, однако, в тексте сценарных условий даже не названы по традиции невмешательства экономических ведомств в большую политику; решения самих регуляторов.
Соответственно, сразу видна и самая слабая точка сценарных условий: если в них вовсе не упоминаются санкции, то из этого следует, что будущие изменения в накладываемых на российскую экономику ограничениях оказываются на периферии прогноза, а попросту откладываются на потом. То есть будут «уточняться» по мере прояснения ситуации. Звучит вроде вполне убедительно, но какой же это прогноз, важная часть переменных которого не прогнозируется и не оценивается?
Что касается решений самих российских регуляторов, то в сценарных условиях прямо упомянуты жесткая кредитно-денежная политика в начале 2019 года и ее ослабление во второй половине текущего года, а также «продолжение сверхнормативных интервенций Банка России на валютном рынке». Для сценарных условий до 2024 года явно маловато — опять оставлено место для будущих «уточнений».
К тому же Минэкономразвития включило в прогноз текущие и отчасти спрогнозировало будущие решения ЦБ, но не правительства. С одной стороны, это признание ЦБ как главного регулятора, с другой — отказ от вариантов прогноза в зависимости от тех или иных решений правительства по использованию средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), например, снижает ценность прогноза. Получается, что решения по тому же ФНБ будут приниматься (если будут) без соответствующей прогнозной подготовки.
Все, впрочем, как всегда. Главный двигатель уточнений прогноза — нефтяной рынок. Что о его изменениях говорится в сценарных условиях? «Срок действия соглашения ОПЕК+ истекает в середине года, одновременно в США будут введены дополнительные трубопроводные мощности. В связи с этим в базовый сценарий заложено постепенное снижение цен на нефть до конца 2019 года, а оценка среднего уровня цены на нефть за 2019 год сохранена на уровне $63,4 за баррель. Дальнейшая траектория цен на нефть также сохранена без изменений: ожидается снижение до $59,7 в 2020 году и $53,5 за баррель к 2024 году».
Обращает на себя внимание фактическое признание того, что продления соглашения ОПЕК+ не последует. О такой возможности не раз говорил министр энергетики Александр Новак, за снятие ограничений выступали многие российские нефтяники. Теперь это одно из положений сценарных условий до 2024 года. Но это еще не значит, что соглашение ОПЕК+ не будет продлено. Политику Минэкономразвития не прогнозирует.
Если уж центральное место оставлено за нефтью, имеет смысл обратиться к свежему прогнозу развития ситуации на нефтяном рынке, который сделан в инвестиционном банке Goldman Sachs. Там обратили внимание на то, что контракты с немедленной поставкой нефти сейчас стоят дороже, чем с поставками того же объема нефти в будущем. Это значит, что рынок видит ограниченные запасы нефти в настоящем и вполне достаточные объемы предложения в будущем. Это следствие снижения поставок нефти из Ирана и Венесуэлы. Получается, что Goldman Sachs, как и Минэкономразвития, ожидает окончания действия соглашения ОПЕК+. В итоге средняя цена за 2019 год нефти марки Brent составит, как считают аналитики банка, $66 за баррель, а к 2020 году нефтяные котировки опустятся до $60 за баррель. Принципиальных расхождений со сценарными условиями Минэкономразвития, где приводятся цены нефти марки Urals, нет.
Если же теперь обратиться к макроэкономическим показателям, внимание сразу привлекает любопытный факт: подсчитанный Росстатом темп роста ВВП за 2018 год в 2,3% в сценарии фигурирует, однако в течение двух последующих лет этот показатель остается недостижимым, темп роста ВВП в 2019 году — 1,3%, в 2020 — 2,0%. Зато в 2021 году Россия превысит 3%, то есть выйдет на среднемировой уровень, и останется примерно на этом уровне до 2024 года. Из других показателей, имеющих уже не отвлеченный интерес, стоит отметить, что доллар «по сценарию» будет в среднем за год стоить в 2019 году 65,1 рубля, в 2020-м — 64,9 руб., в 2021-м — 65,4 руб., в 2022-м — 66,2 руб., в 2023-м — 67,0 руб., в 2024-м — 68,6 руб. Другими словами, отечественной валюте ничего не грозит, считают в Минэкономразвития.
А вот реальная зарплата, темп роста которой за 2018 год Минэкономразвития оценило в 6,8%, на эту высоту до 2024 года больше не выйдет. Темп ее роста в 2019 году будет всего 1,1%, а дальше останется на уровне 2–2,7%.
Ну и самый главный вывод: все еще многократно будет «уточнено».
Источник
Минэкономразвития представило сценарные условия развития российской экономики до 2024 года. Документ любопытен гражданам тем, что в это время состоятся очередные выборы Президента РФ. Однако эксперты не нашли в нем ничего интересного: все важные решения в экономике откладываются на потом и будут приниматься по ситуации.
Сценарные условия уточняют уже имеющийся прогноз до 2024 года, который был написан с учетом прошлогоднего майского указа Владимира Путина. Уточнения — процесс перманентный, и именно он представляет интерес. Двигатели уточнений известны — изменения в динамике цен на нефть; геополитические риски, которые, однако, в тексте сценарных условий даже не названы по традиции невмешательства экономических ведомств в большую политику; решения самих регуляторов.
Соответственно, сразу видна и самая слабая точка сценарных условий: если в них вовсе не упоминаются санкции, то из этого следует, что будущие изменения в накладываемых на российскую экономику ограничениях оказываются на периферии прогноза, а попросту откладываются на потом. То есть будут «уточняться» по мере прояснения ситуации. Звучит вроде вполне убедительно, но какой же это прогноз, важная часть переменных которого не прогнозируется и не оценивается?
Что касается решений самих российских регуляторов, то в сценарных условиях прямо упомянуты жесткая кредитно-денежная политика в начале 2019 года и ее ослабление во второй половине текущего года, а также «продолжение сверхнормативных интервенций Банка России на валютном рынке». Для сценарных условий до 2024 года явно маловато — опять оставлено место для будущих «уточнений».
К тому же Минэкономразвития включило в прогноз текущие и отчасти спрогнозировало будущие решения ЦБ, но не правительства. С одной стороны, это признание ЦБ как главного регулятора, с другой — отказ от вариантов прогноза в зависимости от тех или иных решений правительства по использованию средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), например, снижает ценность прогноза. Получается, что решения по тому же ФНБ будут приниматься (если будут) без соответствующей прогнозной подготовки.
Все, впрочем, как всегда. Главный двигатель уточнений прогноза — нефтяной рынок. Что о его изменениях говорится в сценарных условиях? «Срок действия соглашения ОПЕК+ истекает в середине года, одновременно в США будут введены дополнительные трубопроводные мощности. В связи с этим в базовый сценарий заложено постепенное снижение цен на нефть до конца 2019 года, а оценка среднего уровня цены на нефть за 2019 год сохранена на уровне $63,4 за баррель. Дальнейшая траектория цен на нефть также сохранена без изменений: ожидается снижение до $59,7 в 2020 году и $53,5 за баррель к 2024 году».
Обращает на себя внимание фактическое признание того, что продления соглашения ОПЕК+ не последует. О такой возможности не раз говорил министр энергетики Александр Новак, за снятие ограничений выступали многие российские нефтяники. Теперь это одно из положений сценарных условий до 2024 года. Но это еще не значит, что соглашение ОПЕК+ не будет продлено. Политику Минэкономразвития не прогнозирует.
Если уж центральное место оставлено за нефтью, имеет смысл обратиться к свежему прогнозу развития ситуации на нефтяном рынке, который сделан в инвестиционном банке Goldman Sachs. Там обратили внимание на то, что контракты с немедленной поставкой нефти сейчас стоят дороже, чем с поставками того же объема нефти в будущем. Это значит, что рынок видит ограниченные запасы нефти в настоящем и вполне достаточные объемы предложения в будущем. Это следствие снижения поставок нефти из Ирана и Венесуэлы. Получается, что Goldman Sachs, как и Минэкономразвития, ожидает окончания действия соглашения ОПЕК+. В итоге средняя цена за 2019 год нефти марки Brent составит, как считают аналитики банка, $66 за баррель, а к 2020 году нефтяные котировки опустятся до $60 за баррель. Принципиальных расхождений со сценарными условиями Минэкономразвития, где приводятся цены нефти марки Urals, нет.
Если же теперь обратиться к макроэкономическим показателям, внимание сразу привлекает любопытный факт: подсчитанный Росстатом темп роста ВВП за 2018 год в 2,3% в сценарии фигурирует, однако в течение двух последующих лет этот показатель остается недостижимым, темп роста ВВП в 2019 году — 1,3%, в 2020 — 2,0%. Зато в 2021 году Россия превысит 3%, то есть выйдет на среднемировой уровень, и останется примерно на этом уровне до 2024 года. Из других показателей, имеющих уже не отвлеченный интерес, стоит отметить, что доллар «по сценарию» будет в среднем за год стоить в 2019 году 65,1 рубля, в 2020-м — 64,9 руб., в 2021-м — 65,4 руб., в 2022-м — 66,2 руб., в 2023-м — 67,0 руб., в 2024-м — 68,6 руб. Другими словами, отечественной валюте ничего не грозит, считают в Минэкономразвития.
А вот реальная зарплата, темп роста которой за 2018 год Минэкономразвития оценило в 6,8%, на эту высоту до 2024 года больше не выйдет. Темп ее роста в 2019 году будет всего 1,1%, а дальше останется на уровне 2–2,7%.
Ну и самый главный вывод: все еще многократно будет «уточнено».