Психолог рассказал, как желание быть крутым толкает подростка на преступление

Методы воспитания не успевают за информационным веком

ФСБ пресекла стрельбу в одной из подмосковных школ. Во время спецоперации сотрудники задержали двух подростков шестнадцати лет. Быстро выяснилось: школьники разработали план расправы над учениками и учителями в родной школе в Люберцах.

При обыске у подозреваемых подростков из Люберец обнаружили два самодельных пистолета, несколько петард с металлическими осколками, часть экипировки - тактические перчатки, балаклаву и футболку с надписью «Естественный отбор». Выйти на след помогла переписка в Интернете. Примечательная деталь – оба подростка были из благополучных семей, в поле зрения правоохранительных органов не попадались.

Психологи и педагоги давно бьют тревогу: уровень агрессии в молодежной среде неуклонно растет. Что же толкает обычных молодых людей вдруг готовить теракты «МК» рассказал кадровый психолог, начальник регионального управления по воспитательной работе системы профобразования Роман Котиков.

Школа – как источник

–Роман, так что же могло подтолкнуть конкретно этих парней к планированию терактов?

–Ненависть и враждебность. Эти причины, как правило, первые и очевидные в списке возможных.

–Ненависть и злоба к кому-то конкретному или вообще?

–Если мы говорим только об этом случае в Подмосковье, то тут, возможно, имели место притеснения и даже, возможно, насилие со стороны одноклассников. Наверняка, многие вспомнят свои школьные годы, и даже припомнят мальчиков и девочек, которые были, так называемыми изгоями.

–«Белыми воронами»?

–Не всегда. Это могут быть и обычные мальчишки или девчоки, которые ничем не отличаются от всех, но почему-то не вписываются в компанию. Застенчивы, необщительны, просто заняты учебой. Этого всего достаточно, чтобы не быть со всеми, а дальше велик шанс стать изгоем без компании, а значит - без защиты и соучастия сверстников.

–А дальше притеснения, иногда даже с рукоприкладством, было и у нас такое…

–Все верно. Подростковая среда сама по себе жестока. И очень контрастная, там нет полутонов: только черное или белое.

–Ребята, которых гнобят, могут не выдержать и «взорваться»?

–Я бы сказал так: у них очень велика вероятность эмоционального срыва. Как правило, все оканчивается внезапной потасовкой, дракой. Но бывает и по-другому: обида консервируется, и проблема растет с каждым днем. Кстати, иногда бывает, что сами педагоги превращаются в предмет ненависти. Не зря, например, в самой громкой трагедии современной России, «керченский стрелок» Росляков расправился, в том числе, и с кем-то из учителей.

–Неужели учителя могут толкнуть ребенка на расправу? Не хочется в это верить…

–Да, очень не хочется. И практика показывает – это может быть лишь дополняющим фактором, «в нагрузку». У ученика, который терпит постоянное насилие в школе, сама школа уже ассоциируется с насилием. А это и учителя, в том числе. Ведь ребенку хочется какого-то участия и защиты, хотя от бы условной «Марь Иванны». Но нет, редко когда педагоги такое точечное участие проявляют. На это банально нет времени или сил. А дальше я уже говорил: ненависть множиться в душе. И тут уже непредсказуемая и непрогнозируемая история может произойти. В этом случае уже нужно чуть ли не медицинское вмешательство: психологов и психотерапевтов.

–Наверное, родители должны первыми обратить внимание на проблему?

–Конечно! От родителей и их участия в жизни подростка вообще многое зависит, если не все.

Цифровой век и провал системы образования

–Бывает так, что подросток не хочет больших жертв. Ему просто хочется «хайпа»: чтобы был шум, чтобы прогреметь по всем телеканалам и соцсетям, но с минимальным числом пострадавших. А лучше вообще без жертв.

По следам Рослякова: как распознать "школьных стрелков"

–Это еще одна причина подросткового терроризма. И она более распространена, к сожалению. У молодежи есть жгучее желание реализоваться, выделиться, «словить хайпа», как сейчас говорят. А какие-то внутренние ограничение, понимание того, что для этого самого «хайпа» далеко не все средства приемлемы — отсутствуют. Вот и получается, как с автомобилем, у которого высокие скорости, но тормоза барахлят.

–Телевидение и компьютерные игры подливают масла в огонь?

–Так думать – это большая ошибка. Особенно, что касается компьютерных игр. Чтобы не говорили, но там функция развлекательная, даже если там стреляют и взрывают. Достаточно открыть статистику подростковых преступлений, и мы быстро выясним: игры и мультимедийные развлечения даже в списки не входят – настолько ничтожен процент.

–А телевизор и соцсети?

–Телевизор уже подростки не смотрят. Зачем? В режиме 24 часа в сутки есть гаджеты и соцсети. Поток информации, который проходит через современного человека, огромен, не сравнить ни с одной предыдущей эпохой. Механизмы критического «просеивания» этой информации, некие фильтры, особенно у подростков – не наработаны.

–Они не могут определить, какая информация вредная, а какая достойна внимания? Ведь в соцсетях, если посмотреть – те же новости и посты предельно просты для понимания.

–Это так кажется нам, взрослым. И тут я все-таки вынужден главным «виновником» сложившейся ситуации с ростом агрессии назвать нашу современную педагогику. Она оказалась не готова к вызовам нового века, неповоротливой, работающей по старым методикам и схемам. Образование и воспитание просто прозевали новые вызовы времени, новую реальность! Молодые люди выросли в другом мире — огромных скоростей информационного потока, социального взаимодействия. Потому у них «процессоры» в голове быстрее, мощнее. Одна беда: как говорил Михаил Задорнов: «у них файлы пустые». Я бы ещё добавил, и «антивируса» нет. Того самого критического восприятия, детектора, определяющего «что такое хорошо, и что такое плохо».

–Но есть же какие-то примеры поведения – «как надо». В тех же соцсетях масса положительных примеров, героев прошлого и настоящего, достаточно только «кликнуть»…

–В том-то и дело, что туда они не «кликают»: для подростков они не авторитеты. Проблема в том, что подрастающему поколению не на кого равняться. Те методы, какими власти в нашей стране продвигают примеры прошлых героев, да и настоящего тоже, на подростков не работают. Часто из-за неправильной, несовременной подачи их подвиги и поступки кажутся молодым людям приторными и скучными, не «хайповыми».

–Неужели работает только «золотая» формула «деньги, слава, власть»?

–Да, и этому способствует в целом наше общество. И кстати, это тоже разжигает агрессию у молодежи, перерастает в желание решить что-то силой. Те же митинги и протесты, например.

–Мы все-таки больше о «школьных стрелках» говорим, митинги тут, мне кажется, не при чем…

–И это большая ошибка так думать. Протест и митинг – это одна из форм проявлений, лакмусовая бумажка, показывающая: что-то идет не так. Но все-таки огромную роль играет другая причина: это желание показаться крутым в своей молодежной среде.

–Так все-таки «хайп» и минута славы - одна из основных причин учинить взрывы в школах или устроить расправу над сверстниками?

–Все гораздо хуже: некоторые ради одобрения сверстников, в попытке заслужить авторитет, хоть в Интернете, идут и на такое. У вас же в «МК» читал неплохой комментарий по этому поводу. Тогда речь шла о подростках, которых тоже «накрыли» за подготовкой к теракту в своей школе. Один из экспертов довольно точно назвал причину: школьные расправы, оказывается, вызывают одобрение в молодежной среде, особенно среди девушек! Я специально решил проверить – начал изучать странички, искать комментарии. И что вы думаете: я сам не раз, не два или три сталкивался с откровенным восхищением в комментариях по поводу содеянного тем же «керченским стрелком» Росляковым в 2018-м. Девушки буквально хвалили его за «истинно мужской поступок», за то, что «решил вопрос по-мужски». А ведь другие парни читают все это и видят такие одобрения. А теперь скажите мне, легко ли устоять еще юноше с несформировавшейся психикой от желания «быть таким же крутым» в глазах молодых и красивых девочек?

–Все-таки открыт стрельбу – это не покрасоваться перед камерой ради лайков в Инстаграме и Тик-Токе. Тем более, такие поступки, как вы говорите - ради хайпа, нередко заканчиваются самоубийством. Так было и с Росляковым в Керчи.

–Отчасти, верно. Именно поэтому далеко не все идут на такое. Но если сюда подмешать унижение от сверстников, одноклассников, да еще и нападки родителей и педагогов из-за плохих оценок, то в голове юноши или девушки получится взрывоопасный коктейль. И вот он уже рискует превратиться в реальную взрывную смесь, в реальной школе, и быть взведенным против реальных людей. Как это и случилось тогда в Керчи.скачать dle 12.1
Источник

преступление
Добавлено: 2-02-2021, 09:20
0
201

Похожие публикации


Наверх