Снег, лёд или человеческий фактор? Можно ли снизить количество зимних ДТП в Югре
Нелепая случайность, стечение обстоятельств или… уже закономерность? Самые страшные аварии на трассе Тюмень-Ханты-Мансийск происходят именно в зимнее время. Мы все хорошо помним трагедию с автобусом детской спортивной команды из Нефтеюганска, с машиной сургутских чиновников.
И вот новая беда. В канун Нового года на той же самой трассе — опять массовое ДТП с шестью погибшими и восемнадцатью пострадавшими. Водитель МАЗа выехал на полосу встречного движения и лоб в лоб столкнулся с автобусом, полным вахтовиков, очевидно, ехавших домой на новогодние праздники. Те, кто выжил, праздник провели в кругу медиков, а не родных и близких. Накануне из нефтеюганской городской больницы выписали четверых участников аварии. Родственники погибших и сами пострадавшие получили от властей Югры денежную компенсацию.
На том самом участке трассы — у Приразломного месторождения — уже не осталось и следа трагедии. За праздничными хлопотами и новыми событиями будничных дней страсти быстро улеглись. Как?! Неужели и на этот раз ничего не изменится? Не будут предприняты какие-то радикальные меры? Понятно, что виновных найдут и накажут. Кому-кому, а следственному комитету в работоспособности не откажешь.
А что насчет всех остальных служб, чиновников, ответственных лиц? Ведь это они должны заботиться о нашей безопасности, о содержании дорожного полотна — будь то на трассе, будь то в городе. Или нет? Или дело в водителях? В их невнимательности, неопытности, сочетающейся с агрессивной манерой вождения? Спросим у эксперта — врио старшего государственного инспектора дорожного надзора отделения ОДД ОГИБДД УМВД России по г. Сургуту Бориса Юзеева.
— Знаете, вот только за вчерашний день наша съемочная группа выезжала на ДТП, и вообще у нас, у журналистов, складывается ощущение что количество аварий кратно увеличилось по сравнению с прошлым годом. Действительно ли это так, и в чем основная причина аварий?
— Это мнение скорее ошибочное, так как если смотреть на статистику, кратность ДТП по сравнению с прошлым годом не увеличилась, а даже уменьшилась. В зимнее время количество ДТП возрастает: связано это и с погодными условиям — это то, что проезжая часть заснежена. На данный момент у нас уже есть 20 предписаний. С первого января.
— Многие водители жалуются на обилие колейности на наших дорогах, но это все-таки обывательское мнение, а ваше профессиональное — вы с этим согласны?
— Да, колея есть, в адрес владельцев дорог нами выдавалось представление по колее, на что получили ответ, что на ремонт дороги будут выделены денежные средства в 2019 году.
— Можете дать рекомендации водителям, как себя вести в той или иной ситуации, что делать, если в колею попал и так далее?
— Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленное ограничение и учитывать при этом интенсивность транспортного средства, особенности и состояние транспортного средства, особенности и метеорологических условий. В случае необходимости он должен снижать скорость вплоть до остановки транспортного средства. В основном ДТП и происходят из-за нарушения этого пункта правил.
Нет, конечно, совет «ориентируйтесь по ситуации» работает безотказно. И действительно, за рулем всегда нужно быть начеку. Но хочется все-таки, чтобы лишний раз автомобилистам не усложняли жизнь еще и некачественным обслуживанием дорог. Надёжность механизма проверяется на пределе возможностей. Прописная истина инженеров применима и к обслуживанию дорог, особенно в зимний период. Начало года как для коммунальщиков, так и для автомобилистов стало испытанием. Осадков выпало в два раза больше нормы.
«Вообще, максимальное снегонакопление приходится на март, если средние многолетние брать значения, и по Сургуту оно составляет 61 см. Но, если брать на 10 января по факту, то в прошлом году 30 см было, а в этом году 56», — уточнила Марина Лумиковская, начальник сургутского метеобюро.
Быстро справиться с последствиями стихии не удалось. Борьба с осадками велась в авральном режиме. Некоторые подрядные организации, видимо, работали не на качество, а на скорость. Потому уже за первые 10 дней января получили 2 предписания от ГИБДД. Где-то снег почистить не успели, а где-то почистили, да не убрали. Штрафы платить никому не хочется, поэтому сориентировались быстро: не прошло и суток, как все привели в порядок.
Вообще в дни обильных снегопадов на улицу вывели около 120 единиц техники — по сути, весь резерв. Ежегодно на содержание и обслуживание дорог в зимний период из городского бюджета выделяется более 450 миллионов рублей. В этом конкурс выиграли 8 фирм. Уборку снега стараются вести по графику, два раза в сутки — рано утром и поздно вечером. Но иногда погода вносит свои коррективы. Хотя если сравнить с тем что было года три назад, когда укатанные в снежный наст магистрали были нормой, сейчас ситуация кардинально изменилась.
«На первые дни года можем уверенно сказать, что коммунальщики справляются с возложенными природой нашей местности обязанностями по уборке и содержанию проезжей части основных магистралей. Я сейчас не говорю про дворовые проезды, внутриквартальные территории, и так далее», — считает Геннадий Паклин, эксперт-автотехник, действительный член палаты судебных экспертов.
А вот гололедица никуда не делась. Однако как уверяют коммунальщики, если дорога выглядит как стекло, это не значит, что её не обрабатывали. В Сургуте традиционно проезжие части посыпают песко-соляной смесью. А при низких температурах концентрацию технической соли увеличивают в разы. Вот только уже в минус 20 эта смесь становится неэффективной и просто сдувается ветром на обочину. Альтернатива есть — морозостойкий химреагент. Только цена кусается. Песок и соль в среднем — 1000 рублей за кубометр, а тот же «нордвей» — 12-13 тысяч.
«К сожалению, в бюджете города нет достаточного количества средств, чтобы обеспечить такими противогололёдными материалами и обрабатывать всю проезжую часть, весь объём улично-дорожной сети. На сегодняшний день обрабатываются таким противогололёдным материалом путепроводы, развязки, мосты», — сообщил Алексей Кононенко, начальник отдела по ремонту и содержанию автомобильных дорог ДГХ администрации Сургута.
Возможно, и не тратились бы, да нормативы требуют особой обработки транспортных развязок. В Финляндии, Норвегии, Исландии и Японии проблему зимнего периода решили кардинально. Большая часть дорог там с подогревом. В России, а точнее на Дальнем Востоке около 10 лет назад тоже хотели применить эту технологию, но посчитали расходы и отказались. К слову, для того, чтобы оборудовать подогревом только половину магистралей Сургута, понадобятся даже не десятки, а сотни миллиардов рублей. Но точных подсчётов никто не вёл, и в ближайшее время вести не будут.
Как бы это цинично ни звучало, но все это напоминает какой-то компромисс между экономией и безопасностью. Поэтому, судя по всему, в морозы нам придется рассчитывать только на себя, ну и на качество резины и исправность тормозов автомобиля.
Источник
И вот новая беда. В канун Нового года на той же самой трассе — опять массовое ДТП с шестью погибшими и восемнадцатью пострадавшими. Водитель МАЗа выехал на полосу встречного движения и лоб в лоб столкнулся с автобусом, полным вахтовиков, очевидно, ехавших домой на новогодние праздники. Те, кто выжил, праздник провели в кругу медиков, а не родных и близких. Накануне из нефтеюганской городской больницы выписали четверых участников аварии. Родственники погибших и сами пострадавшие получили от властей Югры денежную компенсацию.
На том самом участке трассы — у Приразломного месторождения — уже не осталось и следа трагедии. За праздничными хлопотами и новыми событиями будничных дней страсти быстро улеглись. Как?! Неужели и на этот раз ничего не изменится? Не будут предприняты какие-то радикальные меры? Понятно, что виновных найдут и накажут. Кому-кому, а следственному комитету в работоспособности не откажешь.
А что насчет всех остальных служб, чиновников, ответственных лиц? Ведь это они должны заботиться о нашей безопасности, о содержании дорожного полотна — будь то на трассе, будь то в городе. Или нет? Или дело в водителях? В их невнимательности, неопытности, сочетающейся с агрессивной манерой вождения? Спросим у эксперта — врио старшего государственного инспектора дорожного надзора отделения ОДД ОГИБДД УМВД России по г. Сургуту Бориса Юзеева.
— Знаете, вот только за вчерашний день наша съемочная группа выезжала на ДТП, и вообще у нас, у журналистов, складывается ощущение что количество аварий кратно увеличилось по сравнению с прошлым годом. Действительно ли это так, и в чем основная причина аварий?
— Это мнение скорее ошибочное, так как если смотреть на статистику, кратность ДТП по сравнению с прошлым годом не увеличилась, а даже уменьшилась. В зимнее время количество ДТП возрастает: связано это и с погодными условиям — это то, что проезжая часть заснежена. На данный момент у нас уже есть 20 предписаний. С первого января.
— Многие водители жалуются на обилие колейности на наших дорогах, но это все-таки обывательское мнение, а ваше профессиональное — вы с этим согласны?
— Да, колея есть, в адрес владельцев дорог нами выдавалось представление по колее, на что получили ответ, что на ремонт дороги будут выделены денежные средства в 2019 году.
— Можете дать рекомендации водителям, как себя вести в той или иной ситуации, что делать, если в колею попал и так далее?
— Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленное ограничение и учитывать при этом интенсивность транспортного средства, особенности и состояние транспортного средства, особенности и метеорологических условий. В случае необходимости он должен снижать скорость вплоть до остановки транспортного средства. В основном ДТП и происходят из-за нарушения этого пункта правил.
Нет, конечно, совет «ориентируйтесь по ситуации» работает безотказно. И действительно, за рулем всегда нужно быть начеку. Но хочется все-таки, чтобы лишний раз автомобилистам не усложняли жизнь еще и некачественным обслуживанием дорог. Надёжность механизма проверяется на пределе возможностей. Прописная истина инженеров применима и к обслуживанию дорог, особенно в зимний период. Начало года как для коммунальщиков, так и для автомобилистов стало испытанием. Осадков выпало в два раза больше нормы.
«Вообще, максимальное снегонакопление приходится на март, если средние многолетние брать значения, и по Сургуту оно составляет 61 см. Но, если брать на 10 января по факту, то в прошлом году 30 см было, а в этом году 56», — уточнила Марина Лумиковская, начальник сургутского метеобюро.
Быстро справиться с последствиями стихии не удалось. Борьба с осадками велась в авральном режиме. Некоторые подрядные организации, видимо, работали не на качество, а на скорость. Потому уже за первые 10 дней января получили 2 предписания от ГИБДД. Где-то снег почистить не успели, а где-то почистили, да не убрали. Штрафы платить никому не хочется, поэтому сориентировались быстро: не прошло и суток, как все привели в порядок.
Вообще в дни обильных снегопадов на улицу вывели около 120 единиц техники — по сути, весь резерв. Ежегодно на содержание и обслуживание дорог в зимний период из городского бюджета выделяется более 450 миллионов рублей. В этом конкурс выиграли 8 фирм. Уборку снега стараются вести по графику, два раза в сутки — рано утром и поздно вечером. Но иногда погода вносит свои коррективы. Хотя если сравнить с тем что было года три назад, когда укатанные в снежный наст магистрали были нормой, сейчас ситуация кардинально изменилась.
«На первые дни года можем уверенно сказать, что коммунальщики справляются с возложенными природой нашей местности обязанностями по уборке и содержанию проезжей части основных магистралей. Я сейчас не говорю про дворовые проезды, внутриквартальные территории, и так далее», — считает Геннадий Паклин, эксперт-автотехник, действительный член палаты судебных экспертов.
А вот гололедица никуда не делась. Однако как уверяют коммунальщики, если дорога выглядит как стекло, это не значит, что её не обрабатывали. В Сургуте традиционно проезжие части посыпают песко-соляной смесью. А при низких температурах концентрацию технической соли увеличивают в разы. Вот только уже в минус 20 эта смесь становится неэффективной и просто сдувается ветром на обочину. Альтернатива есть — морозостойкий химреагент. Только цена кусается. Песок и соль в среднем — 1000 рублей за кубометр, а тот же «нордвей» — 12-13 тысяч.
«К сожалению, в бюджете города нет достаточного количества средств, чтобы обеспечить такими противогололёдными материалами и обрабатывать всю проезжую часть, весь объём улично-дорожной сети. На сегодняшний день обрабатываются таким противогололёдным материалом путепроводы, развязки, мосты», — сообщил Алексей Кононенко, начальник отдела по ремонту и содержанию автомобильных дорог ДГХ администрации Сургута.
Возможно, и не тратились бы, да нормативы требуют особой обработки транспортных развязок. В Финляндии, Норвегии, Исландии и Японии проблему зимнего периода решили кардинально. Большая часть дорог там с подогревом. В России, а точнее на Дальнем Востоке около 10 лет назад тоже хотели применить эту технологию, но посчитали расходы и отказались. К слову, для того, чтобы оборудовать подогревом только половину магистралей Сургута, понадобятся даже не десятки, а сотни миллиардов рублей. Но точных подсчётов никто не вёл, и в ближайшее время вести не будут.
Как бы это цинично ни звучало, но все это напоминает какой-то компромисс между экономией и безопасностью. Поэтому, судя по всему, в морозы нам придется рассчитывать только на себя, ну и на качество резины и исправность тормозов автомобиля.