Сахалин. Хосинсен: место, где живут Хито басира
Хосинсен — японское название участка железной дороги Карафуто от Тойохара (Южно-Сахалинск) до Маока (Холмск). Название складывается по первым иероглифам городов: «Хо» (Тойохара) и «Син» (Маока), к ним добавляется иероглиф «Сен», который обозначает линию. Получается Хосинсен ???.
История этого участка дороги полна драматических событий, тайн, загадок и мифологем, созданных по большей части в советский период, тогда же когда и сказки о бесчисленных японских складах на Сахалине замаскированных в скалах.
Сюжет самой распространенной сказки о японских складах:
Период перестройки. Охотник (из Макаровского, Углегорского, Томаринского района, на выбор) проваливается в подземелье, которое оказывается японским складом. Там помимо всего, что необходимо для автономной жизни солдат, находится бесчисленное количество сакэ (и это в период горбачевской борьбы с алкоголизмом). Далее, охотник пьет сам, потом приглашает своих самых лучших друзей, и они целый год не просыхают от рисовой водки. Концовка: напиваются настолько, что напяливают на себя форму японских пехотинцев и обвешанные Арисаками и гранатами приходят (в деревню, на свадьбу, в сельсовет, вариант на выбор), где их и вяжут (селяне, граждане на свадьбе, председатель сельсовета). Приезжают КГБэшники, окучивают охотников и те указывают место, где склад находится. После чего много машин (колоннами) вывозят несколько дней содержимое склада, охотники ходят грустные, а селяне им завидуют, так как сакэ на них не хватило, а хочется…
Самая же распространенная мифологема о Хосинсен касается пепла строителей («Такобэя»), который замешивали с бетоном и отливали этой смесью опоры мостов и тоннелей, в полном соответствие с синтоистской религией. Получался «Хито басира» (человек-столб), который после смерти выполнял не только функцию проводника, между земным миром и миром богов (наверху), но и придавал своей душой и пеплом крепость новой оболочки — опоре моста. Вывод: опоры этой дороги до сих пор стоят без трещин и будут стоять еще долго.
О объективности этой мифологемы пойдет разговор чуть ниже.
Вторая мифологема о Хосинсен, касается уникальности, как самой дороги, так и ее участка, известного под названием «Чертов мост», которые занесены в Книгу рекордов Гиннеса, двумя записями: «самый насыщенный техническими сооружениями участок железной дороги, в мире» и «самое оригинальное техническое решение в железнодорожном строительстве».
Что касается Книги рекордов Гиннесса, то опровергнуть или подтвердить эту информацию я не смог, так как информации не нашел. Да и какой может быть рекорд, когда дорога уже не существует, а от нее осталась только насыпь, тоннели и мосты. Да еще ее название — Хосинсен. Хотя, с другой стороны, если есть имя, значит, дорога существует, пусть она и не используется по назначению.
Нужно отметить, что сама железная дорога, не просто оригинальна, но и красива, особенно в осеннее время, а в сочетании с мифологемами, является привлекательным объектом не только для приезжающих туристов, но и для местных жителей — любителей пешеходного туризма.
Попробуем разобраться сами, отправившись в путешествие по отдельным участкам Хосинсен. Кроме того, эти путешествия, достаточно просты и неутомительны в плане прохождения, Артём, все участки прошел ногами — а это самое простое доказательство их доступности для путешествия.
Кстати, для получения представления о дороге вовсе не обязательно пройти пешком все 83,9 километра от Южно-Сахалинска до Маока. Это можно сделать частями, ведь и японцы строили эту дорогу этапами. Первый участок длиной 9,9 км между городом Тоехара и станцией Сусуя (Курская) был сооружен в 1925 году. В 1926 году открылось движение поездов на участке от станции Тэи (Поляково) до селения Осака (Пятиречье), протяженностью 31,2 км. И наконец, осенью 1928 года эти два построенных участка соединили. Дорога была закрыта в 1994 году и в настоящее время по ней ходят только пригородные поезда на западе — от Холмска, до ст. Николайчук (Икэнохата) — около 10 км, и на востоке, от Южно-Сахалинска до Новодеревенской — около 15 км.
Сразу хочется сказать, что знакомство с Хосинсен с пригородных поездов совершенно бесперспективно с точки зрения получения представления о дороге. Оба этих участка, есть ПОДХОДЫ к самой дороге и не более того. Зато поезда можно эффективно вписать в маршрут используя их как для его удешевления, так и для разнообразия. Начнем с востока.
Источник
История этого участка дороги полна драматических событий, тайн, загадок и мифологем, созданных по большей части в советский период, тогда же когда и сказки о бесчисленных японских складах на Сахалине замаскированных в скалах.
Сюжет самой распространенной сказки о японских складах:
Период перестройки. Охотник (из Макаровского, Углегорского, Томаринского района, на выбор) проваливается в подземелье, которое оказывается японским складом. Там помимо всего, что необходимо для автономной жизни солдат, находится бесчисленное количество сакэ (и это в период горбачевской борьбы с алкоголизмом). Далее, охотник пьет сам, потом приглашает своих самых лучших друзей, и они целый год не просыхают от рисовой водки. Концовка: напиваются настолько, что напяливают на себя форму японских пехотинцев и обвешанные Арисаками и гранатами приходят (в деревню, на свадьбу, в сельсовет, вариант на выбор), где их и вяжут (селяне, граждане на свадьбе, председатель сельсовета). Приезжают КГБэшники, окучивают охотников и те указывают место, где склад находится. После чего много машин (колоннами) вывозят несколько дней содержимое склада, охотники ходят грустные, а селяне им завидуют, так как сакэ на них не хватило, а хочется…
Самая же распространенная мифологема о Хосинсен касается пепла строителей («Такобэя»), который замешивали с бетоном и отливали этой смесью опоры мостов и тоннелей, в полном соответствие с синтоистской религией. Получался «Хито басира» (человек-столб), который после смерти выполнял не только функцию проводника, между земным миром и миром богов (наверху), но и придавал своей душой и пеплом крепость новой оболочки — опоре моста. Вывод: опоры этой дороги до сих пор стоят без трещин и будут стоять еще долго.
О объективности этой мифологемы пойдет разговор чуть ниже.
Вторая мифологема о Хосинсен, касается уникальности, как самой дороги, так и ее участка, известного под названием «Чертов мост», которые занесены в Книгу рекордов Гиннеса, двумя записями: «самый насыщенный техническими сооружениями участок железной дороги, в мире» и «самое оригинальное техническое решение в железнодорожном строительстве».
Что касается Книги рекордов Гиннесса, то опровергнуть или подтвердить эту информацию я не смог, так как информации не нашел. Да и какой может быть рекорд, когда дорога уже не существует, а от нее осталась только насыпь, тоннели и мосты. Да еще ее название — Хосинсен. Хотя, с другой стороны, если есть имя, значит, дорога существует, пусть она и не используется по назначению.
Нужно отметить, что сама железная дорога, не просто оригинальна, но и красива, особенно в осеннее время, а в сочетании с мифологемами, является привлекательным объектом не только для приезжающих туристов, но и для местных жителей — любителей пешеходного туризма.
Попробуем разобраться сами, отправившись в путешествие по отдельным участкам Хосинсен. Кроме того, эти путешествия, достаточно просты и неутомительны в плане прохождения, Артём, все участки прошел ногами — а это самое простое доказательство их доступности для путешествия.
Кстати, для получения представления о дороге вовсе не обязательно пройти пешком все 83,9 километра от Южно-Сахалинска до Маока. Это можно сделать частями, ведь и японцы строили эту дорогу этапами. Первый участок длиной 9,9 км между городом Тоехара и станцией Сусуя (Курская) был сооружен в 1925 году. В 1926 году открылось движение поездов на участке от станции Тэи (Поляково) до селения Осака (Пятиречье), протяженностью 31,2 км. И наконец, осенью 1928 года эти два построенных участка соединили. Дорога была закрыта в 1994 году и в настоящее время по ней ходят только пригородные поезда на западе — от Холмска, до ст. Николайчук (Икэнохата) — около 10 км, и на востоке, от Южно-Сахалинска до Новодеревенской — около 15 км.
Сразу хочется сказать, что знакомство с Хосинсен с пригородных поездов совершенно бесперспективно с точки зрения получения представления о дороге. Оба этих участка, есть ПОДХОДЫ к самой дороге и не более того. Зато поезда можно эффективно вписать в маршрут используя их как для его удешевления, так и для разнообразия. Начнем с востока.